Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Персональные данные. Дети

Зачисление в школу

Независимое компьютерное тестирование

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал Российское образование

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Департамент образования Вологодской области

Образовательный портал Вологодской области

Сайт поддержки ГИА в Вологодской области

Официальный интернет-портал правовой информации

Независимая оценка качества

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Тревожная статистика

На протяжении многих десятилетий для России были типичными злоупотребление алкоголем и алкоголизм. Однако в последние годы в стране произошли существенные изменения в структуре контингентов больных, обращающихся за медицинской помощью и состоящих на учете в наркологических диспансерах. Наряду с явным преобладанием больных алкоголизмом совершенно очевидно, что по темпу роста заболеваемости наркомании занимают ведущее место. Заболеваемость наркоманиями с 1984 по 1996 г. выросла в 12,8 раза (с 1,5 до 19,2 случая на 100 тыс.населения), заболеваемость токсикоманиями - в 9 раз (с 0,2 до 1,8 на 100 тыс.)

Общество и государство не приняли всерьез, что наркомания стала первой в ряду социальных проблем. Идет время, и сегодня потребление наркотиков уже является неотъемлемой реальностью, частью нашего и без того неблагополучного бытия.

Особую тревогу вызывает резкое "омоложение" контингента больных наркоманиями. Имеются следующие данные, касающиеся подростков ( на 100 тыс. подросткового населения): впервые диагностированы (заболеваемость) наркомании в 1992 г. - 4,5, в 1996 г. - 59,8 (рост в 13,2 раза); токсикомании в 1992 г. - 10,5, в 1996 г. - 16,9 (рост в 1,6 раза).

Удельный вес подростков среди больных наркоманией, по данным 1996г, составляет 23%. В 1984 г. таких на всю Россию было только 420 чел., а сегодня - почти 29 тысяч. Это эпидемия. Всего по стране на каждый 100 тыс. подростков 73 больных.

Вызывает большую тревогу, что:

ñ    В разных регионах России, по данным правоохранительных органов, насчитывается от 2 до 25% старшеклассников, которые так или иначе знакомы с употреблением наркотиков.

ñ    Число подростков и студентов, больных наркоманией, за минувшие 4 года в крупных городах выросло в 6-8 раз, число женщин-наркоманок за последние 10 лет увеличилось в 6,5 раз.

ñ    По некоторым данным, в стране сейчас примерно 2 млн. людей, регулярно употребляющих наркотики, примерно 4 млн. человек уже пробовали их, 3/4 из них - молодежь от 14 до 30 лет.

ñ    Каждый десятый школьник уже пробовал наркотики.

ñ    1 наркоман втягивает за год от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем 1/4 населения попробует наркотики.

Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти 3 процесса происходят параллельно: в состоянии опьянения подростками совершается 50 % всех правонарушений, в том числе 80 % всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т.п.).

Возраст начала потребления наркотиков совпадает со временем начала учебы в школе. К подростковому возрасту свыше 10 % школьников уже знакомы с действием наркотиков и этот процент растет.

К окончанию школы 19,5 % мальчиков и 13 % девочек пробовали наркотики, а регулярно "сидят на игле" 9 % мальчиков и 5 % девочек.

Основной возраст первого знакомства с наркотиками приходится на 11-14 лет (41 %) и 15-17 лет (51 %).

Велики показатели мифологизации отношения к наркотикам в среде молодежи, так: 34 % уверенно считают, что наркотики бывают "всерьез" и "не всерьез", 21 % согласны с тем, что "наркотик делает человека свободным" и 42 % уверены, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться. Также наблюдается некоторая романтизация среды потребителей наркотиков, высокая лояльность по отношению к наркоманам на фоне самого низкого доверия к педагогам, врачам и психологам.

Данные социологического исследования говорят о том, что лишь немногие преподаватели представляют себе истинное положение вещей, а около половины верят, что регулярных потребителей наркотиков среди их учеников нет.

Информация, полученная от учащихся, свидетельствует о том, что потребляющие наркотики ученики не ошибаются, полагая, что их преподаватели, как правило, "не в курсе".

Недостаточное участие учителей в разъяснительной работе, возможно, и проистекает из того, что они недостаточно осведомлены о том, знакомы ли их учащиеся с наркотиками или токсическими препаратами.

Из оценок экспертов, среди которых наркологи, работники правоохранительных органов, научные работники, т. е. люди, постоянно соприкасающиеся с наркоманами и наркоманией, явствует, что подростки не только не знают толком, чем грозят наркотики здоровью и личности человека, но и смутно себе представляют степень ответственности перед законом за распространение, хранение и прием наркотиков.

Каков же социально-психологический портрет сегодняшнего наркомана-подростка?

Недавно сотрудники НИИ наркологии МЗ РФ провели анкетирование среди школьников средних и старших классов в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Перми, Екатеринбурге, Калининграде и Краснодаре. Результаты его позволили увидеть спектр интересов современных подростков. Сегодняшних мальчишек и девчонок интересуют три проблемы: секс, спорт и поп-музыка. Другие интересы (а среди них - и книги, и искусство) волнует ребят в гораздо меньшей степени (доля этого интереса смехотворна - 2,6 процента). Но в то же время ребята ценят здоровье. Мальчики хотят быть сильными, девочки - красивыми. Однако большую часть свободного времени наши подростки проводят перед телевизором, именно оттуда и черпают информацию о сексе и наркотиках.

А хотите знать, кто для многих подростков стал в семье настоящим другом? Не мама, не отец, хотя и таких ответов было предостаточно. Настоящими друзьями для сотен подростков сегодня стали кошки и собаки, что живут в их домах. И этот факт очень важен для нас, людей, размышляющих о том, кто же становится подростком риска. Да тот, чей интерес сужен до секса и попсы и у кого единственный в семье друг - это кошка. Как вы думаете, достаточно ли высоко самоуважение такого подростка? Чувствует ли он себя ценностью? И будет ли всеми силами сопротивляться миру грез, который несет в себе наполненный шприц?

Вряд ли кто-то из впервые вступивших на опасную "дорогу в никуда" осознает, что только 10 % подростков-наркоманов доживает до 30 лет.

Уровень заболеваемости наркоманиями среди подростков в 2,5 раза выше, чем среди всего населения, злоупотребляют наркотиками подростки в 6,3 раза чаще. В 1997 г. в России погибли от наркоманий 1600 чел., среди них половина - подростки.

За последние 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей - в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка наркотиков. Заболевания, связанные с наркозависимостью, ежегодно составляют в России 20 % всех госпитализаций и 10 % всех смертей. Свыше 12 млн. человек уже нуждаются в различных видах медико-социальной помощи в связи с проблемами, возникшими из-за употребления наркотических и одурманивающих веществ.

Безразличие общества привело к тому, что в потребление наркотиков вовлекаются психически нормальные люди, а не только "группа-риска". У людей, живущих среди потребителей наркотиков, гораздо больше шансов стать наркоманами, чем у людей, живущих в трезвом обществе.

Одна из причин стремительного роста наркотической эпидемии - доступность наркотиков. Например, в некоторых московских школах отмечены факты массовой продажи наркотиков по низким ценам с очевидной целью обеспечить привыкание к зелью как можно большего числа ребят. После чего, цены резко возрастают, например, одна таблетка "экстази" стоит от 50 до 100 долларов. Этот наркотик подростки используют для веселья, при его действии на дискотеке подросток может танцевать без перерыва, не чувствуя усталости 10-12 часов.

Жертвой роковой моды может оказаться любой, а выпутаться из этих сетей удается далеко не каждому. По данным Министерства образования РФ, 60 % детей и подростков не представляют, куда им обращаться за помощью при наркотических проблемах.

Наркомафия приобщает к наркотикам не только учащихся школ, ПТУ, ВУЗов, но и целые города, даже страны.

Например, в 1972 году наркомафия "посадила на иглу" добропорядочную и весьма дисциплинированную амстердамскую молодежь. Страна (город, регион) наркотизируется так же, по тем же самым "законам", что и человек (новичка "угощают" бесплатно). Сначала рынок Нидерландов наводнили дешевым героином, а когда добились массового потребления, массового подчинения жертв, мгновенно взвинтили цену. Таков типичный механизм наркотизации любой страны. В дальнейшем ее можно использовать как угодно: как потребителя наркотиков и как пособника в их распространении. Такова, например, судьба Италии - страны, избранной для транзита (сейчас в ней 2,1 миллиона наркоманов).

России некоторым образом повезло, что экономика ее нестабильна и рубль какое-то время был неконвертируемым. Но времена эти проходят, и международная наркомафия предвкушает супердоходы от такой огромной страны.

Опасные заблуждения или что мы думаем о наркотиках?

Мы вынуждены признать, что бесконтрольный путь использования наркотиков существовал практически всегда. Причины, побуждавшие людей прибегать к их использованию, могли быть очень разнообразными - начиная от простого любопытства и подражания, кончая состояниями отчаяния, одиночества, безысходности. В этих последних случаях речь идет, как принято говорить в современной психологии, об иллюзорно-компенсаторных мотивах употребления наркотика, позволяющего человеку временно уйти от своих проблем, забытья, снять напряжение и тому подобное. Только цена этой иллюзии неизменно оставалась непомерно высокой - искалеченность человеческой жизни, судьбы, в конце концов - сама жизнь. Цена, о которой мы говорим, - наркомания - грозное, трудно поддающееся лечению заболевание.

Опыт использования наркотиков человечеством насчитывает несколько тысячелетий. Видимо, столько же человечество пытается бороться с ними. В разные времена, в разных странах характер борьбы с употреблением наркотиков был различным - от попыток лечить больного наркоманией до использования тюремного заключения и смертной казни. Нельзя сказать, что эта борьба повсеместно была безрезультатной. Тем не менее наркомания и по сей день представляет собой угрозу для человечества.

Рассматривая наркоманию как болезнь, тем не менее мы всегда ясно отдаем себе отчет в том, что это особая болезнь, в происхождении которой не последнюю роль играет сама личность человека.

Говоря о пьянстве, древние подчеркивали, что оно представляет собой упражнение в безумии. Наркомания же - представляет собой само безумие, но добровольное. Слово "добровольное" отнюдь не означает, что человек, начинающий употреблять наркотики, сознательно желает стать наркоманом. Все как раз обстоит наоборот. Вряд ли среди больных наркоманией можно найти хотя бы одного, кто бы ставил перед собой подобную цель. Каждый из них никогда не думал, что станет наркоманом, и тем более не желал этого.

Следовательно, речь идет о весьма не простом отношении человека к наркотикам. Именно эти отношения, а точнее их неопределенность может стать одним из первых шагов к наркомании. Ровно как и наоборот, ясно определив свое отношение к наркотическим средствам, к процессу их употребления, человек оказывает самому себе необходимую помощь в избегании риска стать наркоманом. Создание подобного отношения составляет необходимое условие и при лечении наркомании. Постараемся разобраться в этом.

Разговаривая со школьниками, часто приходится слышать от них о том, что взрослые явно преувеличивают опасность наркомании, избыточно много говорят и пишут на эту тему. При этом почти все единодушно считают, что наркоманы - это "конченые люди", которых можно лишь пожалеть. Но почти никто из опрошенных нами школьников не допускал мысль о том, что может стать наркоманом сам. Еще раз обратим внимание, что точно такое же отношение проявляли в свое время и больные наркоманией. Стало быть одного только отрицательного отношения к наркомании, как к тяжелому заболеванию, еще далеко не достаточно. В таком отношении явно недооценивается реальная степень риска.

В беседах со школьниками с постоянством возникает один и тот же, кажущийся молодым людям и подросткам, непререкаемый, "железный" аргумент. Смысл его весьма прост. Наркоманом может стать лишь человек, постоянно употребляющий наркотики. Люди же, использующие наркотики "осторожно", т.е. эпизодически, не могут стать наркоманами. Таких людей, изредка прибегающих к наркотикам, много, гораздо больше, чем больных наркоманией. Подобный стиль рассуждения и представляет собой отчетливо опасное заблуждение.

Действительно, людей, эпизодически использующих наркотики по случаю вечеринки, дискотеки, просто за компанию, гораздо больше, чем истинно больных наркоманией. Но именно последние, то есть собственно больные появляются из числа первых, из числа тех, кто употребляет наркотики от случая к случаю. Об этом свидетельствуют биографические сведения больных наркоманией. Все они начинали именно с эпизодического употребления, исходя из выше приведенной логики.

Систематическое употребление наркотиков есть не причина наркомании, а ее следствие, ее проявление как заболевания, т.е. то состояние, когда человек уже не может волевым усилием подавить свое пристрастие к наркотикам. Именно поэтому он вынужден постоянно и систематично их употреблять. Об этой стороне заболевания школьники осведомлены тоже весьма хорошо, т.е. они отчетливо представляют что такое наркотическая зависимость. Но и здесь, при казалось бы полной ясности, много иллюзий и заблуждений, тоже опасных.

Наши молодые собеседники, учащиеся старших классов, в основной своей массе были убеждены, что кроме редкого употребления наркотиков следует использовать еще одно "средство безопасности", чтобы гарантировано избежать наркомании как таковой. И здесь логика рассуждений была "безупречной". Больной наркоманией ясно осознает факт зависимости, т.е. отдает себе отчет в том, что его непреодолимо влечет к наркотическим средствам, что одним волевым усилием он не может себя переломить. И далее - если факт зависимости хорошо осознается, то также хорошо должен осознаваться и процесс порождения, формирования этой зависимости. Ведь не возникает же она в одночасье. Требуется какое-то время. Стало быть есть время почувствовать это во время и при необходимости остановиться. Но именно здесь кроется очередная иллюзия в отношении к наркотикам. В рамках этой иллюзии наркоман - это человек, который, попросту говоря, проворонил, прозевал момент, когда он начал попадать в состояние зависимости и вовремя В силу этого не остановился. И это в чем-то действительно так.

Но в том то и дело, что процесс формирования зависимости от наркотиков, в отличие от осознания самого факта этой зависимости, протекает весьма скрыто от сознания. И когда человек понимает, что он попал в состояние зависимости, бывает уже поздно.

Кроме того, обыденное сознание явно переоценивает время, в течение которого может развиваться зависимость и темпы этого процесса. Современные наркотические средства способны развивать у человека привыкание к ним очень быстро, иногда после двух, а то и одноразового употребления. Если к этому добавить, что состояние зависимости в подростковом возрасте вообще развивается быстрее, чем у взрослых, то степень риска можно оценить как весьма высокую.

Странно выглядит и деление наркотиков на опасные и почти безопасные. В отношении наркотиков подобное деление просто нелепо. Опыт больных наркоманией говорит как раз о том, что первые эпизоды употребления начинались именно со средств, считавшихся почти безобидными. Кроме того, не следует забывать, что одно и то же средство по разному действует на разных людей в зависимости от их индивидуальных особенностей. Наркотик, который принято считать слабым, для кого-то может быть сильно действующим средством.

О слабых или "безопасных" наркотиках говорят очень много. Но при этом, следует задуматься, что среди людей, занимающихся распространением и продажей наркотических средств, мы практически не встречаем тех, кто бы их употреблял. Это, по всей вероятности, не случайно, ибо эти "продавцы" слишком хорошо знают цену "безопасным" наркотикам.

Гораздо реже мы встречаемся с еще одним аргументом эпизодического использования наркотиков. Быть современным, почувствовать себя взрослым, не стать "белой вороной", добиться уважения среди ровесников. Человеку свойственно стремление к самоутверждению, желание занять определенное положение в сообществе людей. В реализации этой цели наркотик вряд ли может помочь, скорее наоборот. Человек испытывает огромную гамму потребностей, которые выступают как двигатель его поведения - это могут быть физиологические потребности в еде, тепле и пр., психологические - в эмоциональной поддержке, творчестве, общении и пр. Потребность в наркотиках можно отнести к извращенной потребности, выступающей тоже в роли двигателя человеческого поведения, но ведущего его по пути саморазрушения и не только физического, но и духовного.

Здесь нам бы хотелось остановиться еще на одной иллюзии отношений к наркотикам - иллюзии относительно редкой, но весьма устойчивой. Иногда приходится слышать о том, что среди выдающихся деятелей культуры, искусства и литературы прошлого, да и настоящего было не мало тех, кто отдавал дань наркотикам. Говорится об этом чаще всего с особым подъемом. При этом совершенно упускается из вида, что факт биографии того или иного представителя художественной культуры, связанный с употреблением наркотиков, как правило, остро драматически окрашен. А самое главное, что те или иные вершины в сфере индивидуального творчества были достигнуты не благодаря наркотикам, а вопреки им.

Таким образом - помочь самому себе - это, прежде всего, ясно определиться в своих отношениях к наркотикам, раз и навсегда избавить себя от многочисленных иллюзий. Кажется, что отношение не может стать причиной зла или беды. Но это тоже иллюзия. Ложные отношения толкают нас на такие же непродуманные поступки.

Основные термины или что же такое наркотики и наркомании?

На пути прозрения и овладения объективной информацией стоит немало препятствий. Одно из них - незнание терминологии, а также существующая путаница в понятиях и представлениях.

Понятия "наркотизм", "наркомания", "наркотик" - не только медицинские и социальные, но и юридические. Юридическое употребление терминов обусловлено большой общественной опасностью, выражающейся в том, что наркомания приводит, как правило, к нарушению поведения, быстрым и тяжелым изменениям психики. Так, только за первую половину 1997 г. было совершено 80 тысяч преступлений, связанных с наркотиками.

Употребление не предписанное врачом, производство, доставка, хранение, приобретение и продажа средств, вызывающих зависимость от них уголовно наказуемы. Это требует очень большой осторожности в использовании любого из приведенных ниже терминов, в противном случае недоброжелатели или недостаточно компетентные профессионалы могут нанести вред подростку, вместо того, чтобы помочь ему.

Наркотик - психоактивное вещество, которое включено в официальный государственный список вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, а при систематическом - психическую или физическую зависимость от него. Наркотик характеризуют три признака:

ñ    Специфическое действие на психику - успокаивающее, активизирующее, галлюциногенное и др.

ñ    Широкое распространение используемого вещества, в связи с чем возникают отрицательные социальные последствия.

ñ    Юридическое признание наркотиком и занесение Министерством Здравоохранения России в список наркотических веществ. Уголовное законодательство России устанавливает уголовную ответственность за незаконное приобретение, хранение, изготовление, переработку, перевоз, пересылку и сбыт наркотических средств.

ñ    Наркотизм - социальный феномен, выражающийся в относительно распространенном, статистически устойчивом потреблении частью популяции наркотических (или иных токсических, психотропных) средств, влекущем определенные медицинские (заболеваемость наркоманией) и социальные последствия.

Наркомания - болезнь, вызванная систематическим употреблением средств, включенных в государственный список наркотиков и проявляющаяся психической, а иногда и физической зависимостью от них.

Психоактивные вещества обладают теми же свойствами, что и наркотики, но в официальный список они не включены, так как их социальная опасность не так велика. Нередко эти средства называют токсическими. Примером могут быть некоторые успокаивающие (транквилизирующие) лекарства: сибазон, элениум или вещества, используемые для ингаляций: бензин, ацетон и др. Здесь, так же как и в других случаях нередко этим термином будут обозначаться любые вещества, к которым может возникнуть зависимость.

Токсикомания - заболевание, проявляющееся психической (а иногда и физической) зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков.

Злоупотребление наркотиками или другими токсическими веществами без зависимости от них не считается наркоманией или токсикоманией. Ранее чаще использовали такие названия как наркотизм, токсикоманическое поведение, эпизодическое злоупотребление, в настоящее время большое распространение получает термин "аддиктивное поведение". Это понятие происходит от английского слова addiction - пагубная привычка и своим содержанием должно указывать на необходимость воспитательных, а не медицинских мер.

Аддиктивное поведение - злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака до того как сформировалась физическая зависимость.

В чем главное различие между человеком, злоупотребляющим наркотик (причиняющим вред своему здоровью) и человеком, зависимым от этого вещества (уже больным)? В первом случае, человек способен еще контролировать потребление наркотика, а во втором - употребляет вынужденно. Однако у того и другого имеется постепенно возникающий и развивающийся психологический симптом отрицания зависимости. Весь процесс зависимости - развивающийся. Нельзя сказать, что вчера он стал наркоманом. Даже для тех, кто употребляет сильные наркотики, очень редко можно говорить о зависимости после первых доз. Сейчас почти 80 % подростков пробуют наркотики. Называть их всех наркоманами - глубокое заблуждение, это наше непонимание действительности, непонимание этой сложной проблемы.

Путь формирования зависимости.

Что нужно сделать для того, чтобы стать зависимым от какого-либо химического вещества?

- Многократное употребление.

К чему ведет многократное употребление наркотика?

- К привыканию.

Привыкание - когда я не могут исключить какое-либо вещество из своей жизни, оно постоянно мне требуется. Иногда требуется все больше и больше химического вещества, чтобы почувствовать себя "хорошо" - это толерантность.

Толерантность - когда мне нужно все больше и больше химического вещества, чтобы почувствовать себя хорошо.

Каковы последствия толерантности?

- Увеличение дозы.

Любой из этих признаков может говорить о наличии зависимости.

Зависимость -

ñ    влечение к тому состоянию, которое дает мне наркотик;

ñ    хроническая неизлечимая болезнь.

а) физическая зависимость - когда мне плохо: болит голова, лихорадка, сухость во рту, тошнит, болит живот, понос и т. д. (симптомы гриппа и отравления), если я не принимаю наркотик.

б) психическая зависимость - когда мне плохо: депрессия, все раздражает, я недоволен, жизнь не имеет смысла, если я не принимаю наркотик.

Болезнь зависимости - я продолжаю употреблять химическое вещество, не смотря на саморазрушение; я отрицаю свою зависимость, верю, что могу сам остановиться;

- слагаемое двух компонентов больного мышления ("Я не могут без наркотика") и физической зависимости с потерей контроля над собой.

В процессе формирования зависимости существует одно исключение: в подростковом возрасте зависимость может сформироваться в результате однократного употребления наркотического вещества, в связи с особенностями регуляции гипофизом гормональных процессов развивающегося организма.

Проблема наркоманий подчиняется двум основным закономерностям:

ñ    чем более терпимо относится общество к наркоманам, тем более психически нормальные люди вовлекаются в одурманивание;

ñ    у человека, живущего среди наркоманов, больше шансов им стать, чем у человека, живущего в трезвом обществе.

Сегодня в нашей стране имеется и вынужденная терпимость к наркоманам, и сосуществование с ними.

Формирование пристрастия к наркотикам или почему они принимают наркотики?

Мы уже договорились ранее, что попробуем понять человека для того, чтобы помочь ему вырваться из пропасти, затягивающей его болезни зависимости. Бороться не с человеком, а с потребностью в наркотике, - можно в том, и только в том случае, если найти первопричину, толкающую на встречу с неминуемой гибелью.

Как показывает статистика первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8-10 лет, но чаще всего в подростковом возрасте. С него и начнем наш анализ. Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать психологические характеристики подросткового возраста, который по своей сути является кризисом взросления.

Этот переломный возраст разными подростками переживается по разному, создавая им различные психологические и социальные трудности. У одних этот этап жизни осложняется кризисом идентичности, у других - кризисом авторитетов.

Кризис также может проявляться деперсонализацией (переживанием кажущейся чуждости своего "Я"), переживаниями своих, чаще всего воображаемых, физических недостатков, ипохондрией (чрезмерной озабоченностью своим здоровьем), нарушениями пищевого поведения (отказом от пищи или прожорливостью), бесплодным рассуждательством, асоциальным поведением и даже мыслями или стремлениями к самоубийству. Знания об этом особенно необходимы для создания взрослеющим подросткам благоприятных жизненных условий, с тем чтобы предупредить их интерес к психоактивным веществам и потребности в использовании.

Кризис взросления - перестройка внутреннего переживания, состоящая в изменении того , что определяет отношение подростка к среде, то есть в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением подростка. В этом критическом периоде на протяжении короткого времени (нескольких лет, одного года) сосредоточены резкие и основополагающие сдвиги в личности подростка. Он в короткий срок меняется в целом, в основных чертах личности.

Cуть кризиса в поисках идентификаций - усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей. При этом происходит объединение прошлого опыта, реальных и потенциальных способностей, сиюминутных выборов в проблемных ситуациях.

Развитие становится стремительным по темпу происходящих изменений в психике и поведении. Часто обнаруживается трудновоспитуемость, ухудшается успеваемость, ослабевает интерес к школьным занятиям, падает общая работоспособность или развивается скрытность, тяготение к жизни в "параллельных мирах", стремление к уходу в себя. Развитие сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Выраженность этих проявлений различна, вариаций кризиса больше, чем особенностей стабильного периода. Внешние условия определяют характер обнаружения и тип протекания кризиса взросления. Подросток, вступающий на путь взросления теряет интересы, еще вчера направлявшие его деятельность, прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.

Ухудшение успеваемости и работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения, - все эти признаки подросткового кризиса многие исследователи оценивают как стадию дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое "Я" и мир разделены более, чем в иные периоды.

В кризисный период качественно меняется содержание познавательных процессов. Для подростка гораздо более важным становится не установление того или иного факта, а определение его собственного отношения к этому факту. Объективность на время уступает субъективности. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Если подросток во время кризиса окажется неспособным к идентификации, возникает путаница ролей и трудности в эмоциональных отношениях с людьми, в социальной и профессиональных сферах. Кризис периода взросления либо недооценивают, либо считают очень опасным. Он может стать причиной различных форм отклоняющегося поведения, личностных нарушений, провокации психозов или условием возникновения нервно-психических расстройств. Осложнение и бурное протекание процесса взросления наблюдается у 20% подростков.

Кризис идентичности - проявляется в чувстве неполноценности, депрессивном настроении и суицидальных намерениях. Эти переживания могут сочетаться с деперсонализацией и ипохондрией. Взрослеющий подросток реагирует на то, что он уже не ребенок, на несоответствие биологических возможностей социальным, на неуверенность в своих знаниях и умениях в новом статусе, на резкие изменения происходящие в организме растущего человека. Подросток мучается вечными вопросами: о том, что он из себя представляет? Зачем существует? Как к нему относятся окружающие? Он может сомневаться в собственной самобытности, воспринимать себя как жалкую копию других. В связи с этим возникает неприятие социальных правил, в том числе и семейных.

Неуверенность и тревога, возникающие в связи с переживаниями могут привести к страху потери телесного и особенно психического единства с одновременным стремлением преодолеть эту боязнь с помощью ритуалов (рассматривания своей внешности, ощупывания собственного тела). Наряду с неуверенностью собственного существования может быть неопределенность жизненных целей, выбора профессии, круга друзей, сексуальной ориентации и сексуального поведения, религиозной идентификации, нравственных устоев или лояльности к референтной группе. Это расстройство может быть также начальным проявлением серьезных личностных изменений. Следствием этих переживаний может стать поиск средств, способных улучшить душевное состояние, что и приводит к употреблению психоактивных веществ.

По сути, эта форма кризиса может быть выражена в простой формуле: подросток стремиться ощущать себя взрослым, стремиться утверждать свою взрослость любыми доступными ему средствами. Очевидно, что средств у вчерашнего ребенка еще мало, и , при неправильном отношении взрослых, отсутствующие средства заменяются их суррогатами - в том числе - наркотиком - как символом взрослости, как средством снятия напряжения, как способом идентификации.

Кризис авторитетов - смена способа миропонимания, побуждаемая стремлением понять и принять мир взрослых, а не слепо подчиниться ему. Кризис авторитетов проявляется протестом против семьи, школы, других давящих на него взрослых. Подросток пытается противостоять власти, порядку, общепринятым нормам или отказывается от противостояния, ощущая себя слишком слабым для борьбы. Кризис протекает тем болезненнее, чем меньше чувствительности и понимания проявляют взрослые. Немало семей и педагогов на первые еще неосознанные попытки подростка отстоять свое право на собственный мир, собственное понимание правил поведения реагируют усилением давления на ребенка.

Побег в самых различных его видах - наиболее частая форма реакции в ситуации неразрешимого противоречия для ребенка. Побег из дома, резкий бунт против установленных правил, побег без побега, связанный с уходом в мир воображаемый. Очевидно, что наркотик предоставляет человеку замечательно-простой способ ухода от неприемлемой им давящей действительности.

Избегание реальности может также проявляться в наркотизации, алкоголизации или вступлением в разнообразные секты, молодежные официальные или неофициальные группировки.

Кризис в форме деперсонализации - в переживаниях подростка преобладают изменения восприятия своего душевного и телесного "Я", а также других людей и окружения. Субъективно переживания отчуждения воспринимаются как кажущееся изменение действительности или утрата реальности.

Деперсонализация связана с трудностями формирования идентичности и выполняет функции механизма психологической защиты и избегания. Она наблюдается у 30-70% молодых людей. Для нее характерна тревога, чувство отчуждения, беспокойство в связи с этим переживанием, субъективное понимание неадекватности эмоциональных реакций.

Деперсонализация может проявляться состояниями, при которых окружающее меняется, кажется чуждым, необычайным, неясно воспринимаемым, как будто через пелену, туман, кисею, либо видится удаленным, смазанным, тусклым, неживым, серым. Люди и предметы кажутся странными, ненастоящими подобными куклам, марионеткам, жизнь представляется застывшей, нереальной, лишенной естественных красок и движения. Иногда меняется и восприятие тела, оно кажется чужим, незнакомым, плохо управляемым, необычно легким или исчезнувшим. При этом движения, поступки наблюдаются как бы со стороны, сочетаясь с непониманием того, как управлять таким телом.

Возникают сомнения в принадлежности: "Мое или не мое". Может измениться восприятие психического "Я". В таких случаях говорят о том, что человека как будто бы покинула душа, что себя он воспринимает как во сне, что его как бы вовсе не существует, он действует механически, автоматически. При этом мысли разбегаются, не подчиняются воле, собственный голос лишается ясности, появляется второе" Я", наблюдающее за другим "Я" со стороны, теряются чувства в особенности к близким людям ("любят только в мыслях, а не сердцем"). Чем младше подросток, тем менее точно он может дать отчет о переживаниях такого рода. Он сообщает о своей измененности, инакости, утверждает , что он не такой как все, или был иным прежде, однако не способен объяснить характер этих изменений.

Наблюдаются также близкие по происхождению симптомы "уже виденного", "уже пережитого" или "никогда не виденного". При этом, новая ситуация воспринимается на какой-то короткий момент как знакомая, или, наоборот, знакомая обстановка кажется чуждой, никогда не переживавшейся. Эти явления особенно ярко выступающие у подростков могут быть и в рамках психического здоровья, и могут оказаться симптомами таких нервно-психических расстройств как неврозы. Неприятный, а порой и болезненный характер этих переживаний заставляет искать возможности для их облегчения.

Молодежь в своем стремлении освободиться от опеки старших использует разные средства. Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление родителей, недостаток уверенности в собственных силах - все это заставляет подростков объединяться в группы. В них молодежь пытается получить то, что не может иметь дома - доверие, понимание, поддержку, добрые чувства. Кроме того, объединяясь, подростки развлекаются, стремятся выразить себя.

В поисках новых, необычных ощущений и переживаний подростки экспериментируют с ингалянтами, алкогольными напитками, наркотическими веществами. Две трети подростков знакомятся с ними из любопытства, желая получить свой первый опыт, соприкасаясь с запретным.

До 90% наркоманов начинают употреблять наркотические вещества в неформальных группах. Обычно это происходит вдали от взрослых в одних и тех же укромных местах: в подвалах, на лестницах и чердаках, в парках и садах. Нередко в компании первую дозу получают обманным путем в качестве "нового сорта сигареты" или другой необычной "приманки" (таблеток, напитков или даже инъекций).

Обычно экспериментирование с токсическими и наркотическими веществами совершается в группе и поддерживается интересом к необычному всех "товарищей". В части случаев начало употребления определяется подражанием старшим. Примерно треть подростков получает свой первый опыт и продолжает его под давлением авторитета группы сверстников. Объясняя свой интерес к алкогольным напиткам они говорят: "Потому что мои друзья тоже пьют"; "Чтобы друзья не считали меня мокрой курицей". Особенность возраста - формирование идентичности усвоении образцов поведения значимых для подростков других людей.

Наркотическая зависимость возникает не сразу, ей предшествует аддиктивное поведение. Под этим термином, обозначающим злоупотребление, пагубную привычку или пристрастие, именуют не болезнь, а нарушение поведения.

Аддиктивное поведение развивается двумя различными путями:

ñ    В первом случае подростки пробуют различные психоактивные вещества: бензин, клей, затем алкогольные напитки, не гнушаясь при этом предложенных таблеток или сигарет с марихуаной. Последовательность употребления может быть различной, экспериментирование продолжается до того момента пока не будет окончательно выбрано наиболее предпочитаемое вещество. Иногда злоупотребление обрывается раньше.

ñ    Во втором - наблюдается злоупотребление только одним каким-нибудь психоактивным веществом (бензином, алкоголем или др.). Раннее сосредоточение на одном "наркотике" обычно связано с недоступностью других Реже происходит произвольный выбор.

Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного поведения или пристрастия к наркотикам.

Успокаивающая модель.

Это один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия. Их употребление направлено на снятие нервного напряжения, на то, чтобы расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем. Подростки свою алкоголизацию или наркотизацию объясняют следующим образом: "Чтобы быть спокойнее".

Иногда нервно- психическое напряжение является самостоятельным мотивом употребления различных препаратов вне зависимости от особенностей личности или характера. Доминирующим мотивом оказывается высокий уровень психодинамической напряженности, преобладание пониженного настроения, нередко с раздражительностью, мрачностью.

Недостаточно приспособленные, не нашедшие своего места в жизни, плохо адаптирующиеся к новой среде подростки находятся в связи с неудовлетворенностью своими отношениями с окружающими в состоянии постоянного психического напряжения. Им приходиться искать путей гармонизации своего положения. Не умея нормализовать свои отношения с близкими в семье, с товарищами в учебном заведении или друзьями в неформальной группе, подростки используют психоактивные вещества, для того, чтобы они выполнили роль спасательного круга, в нарушении межперсональных отношений. Они говорят, что это делается для того: "Чтобы было легче разговаривать с людьми". Привычка использовать психоактивные вещества угрожает стать постоянной формой бегства от реальности при малейших препятствиях на жизненном пути.

Отдельные подростки употребляют психоактивные вещества для изменения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апатии. Их цель - улучшить настроение, добиться эмоционального комфорта в трудных, критических жизненных ситуациях (разрыв с членами семьи, утрата значимой фигуры, разочарование в любви, дружбе). Пристрастие к психоактивным веществам может возникнуть как способ самолечения на начальных этапах невротических или психопатических расстройств, иногда еще во время отсутствия явной симптоматики.

Наркотики и возраст или когда возникает интерес к наркотикам?

Приводимые ниже данные представляет собой лишь осторожную попытку построить некую усредненную картину отношения детей, подростков и молодежи к наркотиков в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе.

Внимание! К сожалению, первая, из приводимых здесь возрастных границ, имеет тенденцию к постоянному снижению.

8-11 лет. Детей этого возраста интересует все, что связано с наркотиками - их действием, способами употребления. Наркотик - это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследованиях дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены по слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителя (передаточное звено).

11-14 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления "легких" наркотиков. Широко распространено заблуждение, связанное с существованием легких наркотиков.

О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику, если и не позитивное, то с присутствием определенного "ореола привлекательности". Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у младших подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.), и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем с чего начинается пристрастие к психоактивным веществам. аддиктивное поведение.

14-17 лет Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами.

Возраст часто называют - возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, на молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо - опосредованный через близких знакомых и друзей.

Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более и более определенное отношение к наркотику.

Можно выделить пять групп по отношению к наркотикам:

Первая группа. "Употребляющие и втягивающие других".

Употребление считается признаком уверенности, независимости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический смысл: исследуются различные формы наркогенных веществ, идет поиск путей повышения эффекта, при одновременном снижении риска.

Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности, или быть продиктовано негативными стремлениями: нанесением вреда, разрушением имиджа "чистоты", материальной выгодой (распространение наркотиков за возможность скидок при покупке для себя).

Вторая группа. "Употребляющие, но понимающие опасность".

Не стремятся распространять наркотики, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то "доказать миру".

Третья группа. "Активные противники".

Это сама малочисленная группа, позиция ее представителей: "Я никогда не буду употреблять наркотики и буду противостоять распространению этого зла среди моих друзей". Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще - на эмоциональном отражении. Во втором случае - "грамотный наркоман" может поколебать уверенность активного противника.

Четвертая группа. "Равнодушные противники".

Для этой группы характерен отказ от употребления наркотиков при допущении употребления наркотиков другими: "Я наркотики не употребляю, а другие меня не касаются. Хотят травиться - их дело."

Пятая группа. "Не определившие свое отношение к наркотикам".

Члены этой группы выступают потенциальными участниками четырех предыдущих.

Наркотики и личность или какие черты характера способствуют наркомании?

Для наилучшего понимания развития привыкания подростков к психически активным веществам приходится учитывать не только возраст, но и особенности их характера (акцентуации).

ñ    Подростки отличающиеся преобладанием приподнятого настроения, жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, неугасимым оптимизмом, склонностью к риску, острым ощущениям, неразборчивостью в выборе знакомств, податливы влиянию приятелей из стихийно формирующихся групп и легко соблазняются предложениям алкоголя, токсических веществ и наркотиков. Все психоактивные вещества, вызывающие подъем настроения созвучны их натуре и они легко становятся на путь их употребления. Для этих подростков характерен "поисковый полинаркотизм", они стремятся попробовать как можно больше разных предлагаемых им препаратов.

ñ    У подростков с постоянным наличием преобладающего сниженного настроения нередко возникает желание добиться его улучшения с помощью алкогольных напитков или стимуляторов. Однако эти средства чаще всего не дают желаемого результата. Более того алкоголь нередко углубляет депрессию Стимуляторы же у этих подростков скорее вызовут тревогу и беспокойство, чем поднимут настроение. Успокаивающие (транквилизаторы) улучшают настроение и уменьшают степень актуальности жизненных трудностей, в связи с чем к ним возникает пристрастие.

ñ    Живо на все реагирующие, с легко меняющимся настроением и впечатлительные подростки начинают употреблять ингалянты или алкогольные напитки под влиянием референтной группы, от которой они сильно зависят. Эйфоризирующее действие ингалянтов, способствующее оживлению фантазий, делает эти вещества особенно привлекательными для них. Возможность "забыться" на некоторое время, отключиться от реальности, исправить настроение еще один повод для использования их.

ñ    Нерешительные, сомневающиеся, мнительные, пугающиеся всего нового постоянно тревожные подростки, обнаружив, что успокаивающие или другие психоактивные средства способны смягчить переживания, связанные с предстоящими или воображаемыми трудностям, могут прибегать к их поддержке при определенных ситуациях.

ñ    У подростков с выраженной интравертированностью, пребывающих в вымышленном мире собственных схем и фантазий, склонных к уединенности, психоактивные вещества стимулируют фантазирование или облегчают столь трудный для них процесс общения. В этой связи они легко привыкают к опийным препаратам, а в младшем подростковом возрасте - к ингалянтам.

ñ    Значительный процент среди наркотизирующихся и алкоголизирующих подростков составляют такие, которые склонны к бурным вспышкам аффекта, неожиданным действиям и поступкам, решению конфликтов с помощью грубой физической силы. В состоянии опьянения они утрачивают контроль за своим поведением, затевают ссоры, вступают в конфликты, в драках наносят тяжелые повреждения. С первого опыта знакомства с алкоголем или другими токсическими веществами стремятся добиться "полного отключения". Начиная употреблять те или иные наркотические вещества, легко оказываются в рабской зависимости от них.

ñ     Истероидные подростки, характеризующиеся эгоцентризмом, капризностью, демонстративностью, интриганством, потребностью в признании, самовосхвалением, будучи легко внушаемыми, рано подчиняются предлагающим попробовать курево, напитки, любые психоактивные вещества. Они обнаруживают особую склонность к стимуляторам, привлекательными для них могут оказаться и алкоголь, и опиаты, и транквилизаторы. Способствует возникновению у них пристрастия стремление покрасоваться, продемонстрировать свою выносливость к спиртным напиткам, показать свою способность "всех перепить".

ñ    У подростков слабовольных, неспособных к самостоятельности, постоянно ищущих удовольствий, праздности и развлечений, самый высокий риск пристрастия к наркотикам. Не будучи в силах занять себя сами, они все время нуждаются во внешней стимуляции. В своем стремлении к наслаждениям, они, единожды попробовав алкоголь или токсические вещества, легко становятся на путь их постоянного использования, как правило, не давая предпочтения ни одному из них. При этом следует отметить, что формирование зависимости у этих подростков происходит постепенно.

Пристрастие к психоактивным веществам, будучи, как правило, порождением неблагоприятных биологических и социально-психологических факторов, одновременно ими же и осложняется, грубо нарушая образ жизни подростков. Чем больше внимания и времени они уделяют наркотикам, тем больше расстраиваются их отношения с окружающими. Свою потребность в положительных эмоциях подростки удовлетворяют за счет алкоголя или психоактивных веществ, которые заслоняют все остальные интересы, расстраивая прежние взаимоотношения и препятствуя созданию новых. Потеряв эмоциональные связи с близкими людьми, они субъективно переживают полное душевное благополучие, так как оказываются неспособными критически осмыслить сложившуюся ситуацию.

Подростки, злоупотребляющие психоактивными веществами, находятся под непререкаемым влиянием стихийно сложившейся группы, к которой они принадлежат и вместе со сверстниками пренебрегают установленными законом и моралью нормами. Группа поддерживает и даже культивирует такое отклоняющееся (девиантное) поведение.

Это девиантное поведение проявляется в правонарушениях, бродяжничестве, сексуальных девиациях, суицидальных намерениях, демонстрациях и покушениях. Фактически все эти виды девиантного поведения сочетаются с пристрастием к наркотикам. Более того, злоупотребляющие психоактивными веществами подростки очень подвержены влиянию членов своей группы, главным образом, под ее воздействием выбирают тот или иной вид нарушенного поведения. Такое поведение прежде всего связано с ухудшением успеваемости, нарушением чувства долга и ответственности.

Однако к этому вскоре могут присоединиться выраженные явления психической слабости (астении) с характерным для нее расстройством внимания, снижением памяти, трудоспособности и другими затруднениями в психической деятельности. Не посещая учебных занятий, не выполняя поручений по дому, эти подростки сталкиваются с проблемой организации своего времени, но именно этого они и не умеют делать. У них нет увлечений, они не посещают кружки или спортивные секции, практически не бывают в кинотеатрах, музеях, на стадионах и т.д. Они теряют друзей, прекращают поддерживать отношения с соучениками, вступают в конфликты.

Счетчик посещений

Сегодня62
Вчера225
На этой неделе1276
В этом месяце3842
Всего71024

Информация о посетителе

  • Ваш IP : 54.225.41.203
  • Браузер: unknown
  • Версия браузера unknown
  • Операционная система unknown

Кто сейчас на сайте

5
Онлайн

24.09.2017 07:20
Разработано CoalaWeb